Базовые эмоциональные потребности

«Все проблемы из детства» — очень популярная фраза, с которой часто сложно спорить. Но почему? Что именно влияет на наше мировоззрение, восприятие себя и наши жизненные стратегии в будущем? Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разобраться с понятием базовые эмоциональные потребности.

Наша психика подобна желудю, и чтобы из него вырос большой дуб для него нужны определенные условия: влага, солнце, почва. Эмоциональные потребности и выступают этими условиями чтобы у нас развилась хорошая зрелая часть. Действительно, их влияние на нас больше в детстве. Но на любом этапе жизни, в случае их резкой нехватки может повлиять на нас

В разных подходах выделяют различные потребности, но мы будем смотреть с точки зрения схема-терапии (Young, Klosko, & Weishaar, 2006):

Базовые эмоциональные потребности - фото № 1

Привязанность и безопасность

В концепцию этой потребности входит также любовь, принятие, предсказуемость. Нам важно чувствовать себя частью семьи, которая обеспечивает безопасность. Это необходимое условие для развития и умения выстраивать здоровые взаимоотношения с другими людьми в будущем.

Какие патологичные схемы формирует неудовлетворение потребности?

  • Эмоциональная депривация
  • Покинутости/нестабильности отношений
  • Недоверия/ожидания причинения вреда
  • Дефективности/стыда
  • Социальной изоляции/отвержения
Базовые эмоциональные потребности - фото № 2

Независимость, компетентность и идентичность

Нам нужно понять кто мы есть. Это может сопровождаться большим количеством ошибок, которые есть частью этого пути. И мудрая стратегия родителей не исключать ошибки, а помогать медленно их преодолевать и не повторять в будущем, для того чтобы ребенок выстроил свой путь и понял кто он есть.

Какие патологичные схемы формирует неудовлетворение потребности?

  • Зависимости/беспомощности
  • Ожидания катастрофы (повышенная тревожность и уязвимость к жизненным трудностям)
  • Слияния/неразвитая идентичность
  • Некомпетентности и неминуемых неудач
Базовые эмоциональные потребности - фото № 3

Свобода выражать, высказывать свои важные потребности и чувства

Наши эмоции – это сигнал о наших нуждах и потребностях. Умение их в экологичной форме выражать помогает намного лучше получать то, что необходимо.

Какие патологичные схемы формирует неудовлетворение потребности?

  • Эмоциональная ингибиция
  • Сверхвысокие стандарты и гиперкритичность
  • Негативизм/пессимизм
  • Наказания
Базовые эмоциональные потребности - фото № 4

Спонтанность, веселье и игра

Для ребенка является важной возможность спонтанного выражения мыслей и чувств для их изучения и понимания, не находясь при этом под жесткими или подавляющими правилами.

Какие патологичные схемы формирует неудовлетворение потребности?

  • Подчинения
  • Самопожертвования
  • Поиск признания
Базовые эмоциональные потребности - фото № 5

Реалистичные границы, самодисциплина и самоконтроль

С другой стороны, важно понимать границы других и следовать установленным правилам. Учиться контролировать свои желания и взаимодействовать с другими.

Какие патологичные схемы формирует неудовлетворение потребности?

  • Особого статуса и прав
  • Недостаточный самоконтроль и самодисциплина

Если сильно упростить, то мы как птенцы. Для нас важна забота пока мы в гнезде и то, чтобы в определенный момент нам дали вылететь из гнезда, чтобы научиться летать. И это важно не только в детстве. Забота о своих эмоциональных потребностях является одной из составляющих обретения счастья.