Эмоциональная депривация и ингибиция. Есть ли разница.

Когда мы говорим об эмоциональной депривации мы подразумеваем лишение/потерю возможности для удовлетворения основных эмоциональных потребностей, в достаточной мере и долгое время. Во взрослом возрасте как правило, люди описывают свое детство в терминах благополучия (нормальное, спокойное, без инцидентов, ничего необычного, как у всех) однако, большинство из них не получали родительского тепла и заботы не чувствовали себя защищенными, любимыми и обласканными.https://ru.4help.com.ua/needs

Можно сказать что данная схема не причиняет прямого «страдания» носителю, однако близкие резко чувствуют что не могут приблизится к такому человеку или проявить любовь и заботу в полной мере.

Затруднение в том что эмоциональная депривация мешает человеку почувствовать и признать симпатию окружающих. Но это не означает что с человеком что-то не так или он плох, просто у него не было возможности научится.

Эмоциональная депривация и ингибиция. Есть ли разница. - фото № 1

Пример из практики: эмоциональная депривация

Марина молодая активная девушка, работающая в офисе. Состоит в счастливом браке, есть ребенок и имеет хорошие дружеские и межличностные отношения. Однако ни что из вышеперечисленного не дает ей чувство подлинной близости, уверенности что другие люди ее по настоящему любят. Хотя осознает что семья и близкие искренне заботятся о ней , она этого не ощущает. Марина выросла в полной семье однако, мать была в депрессии и была эмоционально холодной, а отец много работал, в связи с чем мало проводил времени с дочерью.

 

Не всегда схема проявляется одинаково. Стоит учитывать копинг стратегию которую использует человек.

Эмоциональная депривация и ингибиция. Есть ли разница. - фото № 2

Эмоциональная ингибиция (emotional inhibition) же напротив, может формироваться как защитный механизм. Эмоции рассматриваются как неважные или ненужные. Люди с этой схемой находят проявление спонтанных чувств смешным или неприличным. Часто можно услышать о том, что значимые взрослые высмеивали их, когда они сердились или расстраивались. Как следствие, сформировалась привычка относиться к своим чувствам как к проявлению нелепого ребячества или полностью обесценивать их.

В некоторых случаях у ребенка развивалась соответствующая схема в связи с тем, что эмоции, выражаемые членами семьи, были слишком интенсивным и трудными для психической переработки — например, внутрисемейные конфликты могли разрешаться крайне эмоциональными способами, либо одни члены семьи могли иметь привычку жаловаться на других членов семьи или возмущенно обсуждать поведение последних с ребенком. В таких случаях, эмоции переживаются детьми как угрожающие и невыносимые.

Эмоциональная депривация и ингибиция. Есть ли разница. - фото № 3

Пример из практики: схема подавления эмоций

Петр, 36-летний архитектор, впервые обращается к терапевту по поводу хронической дистимии. Он производит впечатление очень уравновешенного человека, однако ограничен в проявлении чувств радости или веселья. Когда терапевт пытается пошутить, Петру с трудом удается изобразить подобие улыбки. Когда Петр начинает рассказывать о брате, с которым его связывают очень сложные отношения, терапевт слышит в его голосе нотку гнева, однако попытка расспросить пациента об этом чувстве ни к чему не приводит, так как Петр отрицает, что сердится на брата. Когда терапевт расспрашивает Петра о том, как было принято выражать эмоции в его семье, тот рассказывает, что его отец был очень замкнутым человеком и крайне редко демонстрировал какие-либо чувства. Мать, напротив, была избыточно эмоциональной и часто не могла справиться с собой. Она постоянно ссорилась с братом Петра, когда оба они еще были мальчиками. Ссоры лишали ее душевного равновесия, и она разражалась рыданиями. Петру приходилось утешать и успокаивать ее, так как она обычно в слезах прибегала к нему в комнату. Эти ситуации чрезвычайно истощали его, и с тех пор он возненавидел открытое проявление чувств.

 

С данной схемой так же справляются по разному: ниже варианты поведения в зависимости от привычного вида копинга.

Эмоциональная депривация и ингибиция. Есть ли разница. - фото № 4

Подытоживая выше сказанное, когда идет речь об эмоциональной депривации, имеем в виду не способность почувствовать связь с собственными эмоциями и эмоциями других, из-за отсутствия такого опыта в детстве.
В случае же эмоционального ингибирования, эмоции воспринимаются как нечто угрожающее или же невыносимое, то чего лучше избегать.