Понятие режимов в схема-терапии

Режимами в схема-терапии называют текущее эмоциональное состояние, в котором мы контактируем с окружающими. Режимы могут часто меняться в зависимости от ситуаций и активной схемы, однако могут быть и чрезвычайно устойчивыми. Для удобства делятся на два вида: связанные с наиболее негативными эмоциями и режимы, используемые для коупинга с этими эмоциями.

Понятие режимов в схема-терапии - фото № 1

Традиционно виделяют:

  1. Детские режимы

    Связанные с сильными негативными эмоциями, возникают в ответ на ущемление базовых эмоциональных потребностей человека.

    Уязвимые

    Одинокий ребенок

    Обычно, чувствует себя одиноко, эмоционально опустошен, социально изолирован. Таким который не стоит любви. «Никто и никогда не сможет принять и полюбить меня».

    Покинутый и обиженный ребенок

    Испытывает сильный страх и эмоциональную боль перед отвержением. Его ощущение похожи на ощущения ребенка, потерявшегося: печальный, напуганный, беззащитный. Такие люди производят впечатление уязвимых и деликатных людей, которые чувствуют себя беспомощными и стремятся найти «родителей», которые будут заботиться о них.

    Униженный ребенок

    Ему присуще менее выраженное ощущение покинутости / одиночества, однако, вместо этого он чувствует унижение и неполноценность, связанные с опытом детства.

    Зависимый ребенок

    Чувствует себя в не состоянии выполнять обязанности и перегружен тем, что должен выполнять взрослый человек. Отсутствие развития самостоятельности часто связано с авторитарным стилем воспитания.

    Агресивные

    Сердитый ребенок

    Чувствует сильную злость, раздражение или нетерпение потому что потребности уязвимого ребенка не были удовлетворены. «Противостоит» против несправедливого отношения и проявляет подавленный гнев ненадлежащим образом.

    Упрямый ребенок

    Чувствует злость, однако, не проявляет ее открыто, а вместо этого пассивно сопротивляется необоснованным просьбам или нарушению автономии. Для окружающих выглядит упрямым или крайне неуступчивым человеком.

    Разъяренный ребенок

    Свойственно сильное чувство гнева, (на реальную или воображаемую) несправидливость, угрозу, критику, которое приводит к взрывам неконтролированной агрессии.

     

    Детские режимы связанные с повышенной импульсивностью

    Импульсивный ребенок

    Характеристика этого режима — эгоистические и неконтролируемые действия, нацеленные на удовлетворение собственных желаний и импульсов, при этом возможные последствия такого поведения для себя и других людей абсолютно игнорируются. Может показаться «испорченным ребенком».

    Недисциплинированный ребенок

    Не может заставить себя доводить до конца рутинные и скучные задачи, быстро разочаровывается и сдается.

  2. Дисфункциональные (критикующие) родительские режимы.

    Концептуально отражают интернализованное негативное поведение значимых взрослых по отношению к человеку в его детстве. Находясь в этом состоянии, люди оказывают давление на себя или ненавидят себя.

    Карающий

    Это интернализованный голос родителей или других воспитателей, критикует и наказывает человека, который в свою очередь злится на себя и чувствует себя достойным наказания за выражение нормальных потребностей, за это наказывали в детстве. Тон этого режима строгий, неумолимый.

    Критикующий

    Постоянно давит на ребенка, устанавливая чрезмерно высокие стандарты. Дает понять, что единственный способ существования — это быть идеальным, держать все под контролем.

    Внушающий вину

    Человек в этом состоянии испытывает чувство вины перед другими людьми и ответственность за их благополучие; ощущение, будто он должен всем помогать и обо всех заботиться. Потребности других людей гораздо важнее его собственных, а разочаровывать других и быть причиной их негативных эмоций — невыносимо.

  3. Дисфункциональные коупинги.

    Представляют собой стратегии защиты от активации схем.

    Капитуляция

    Послушный капитулянт

    Ведет себя пассивно, угодливо, покорно, требует утешения, заверения и «принижают» себя рядом с другими. Из страха перед конфликтом или отвержением или надеясь на одобрение и признание других людей, в котором очень нуждаются. Он готов отказываться от своих желаний, подавлять свои потребности и эмоции, терпеть плохое обращение, делать то, что хотят другие и подчиняться им.

    Избегающие

    Отстраненный защитник

    Психологическое избегание боли, которую вызывает схема, с помощью эмоционального отстранения. Сопровождается ощущением внутренней «пустоты», скукой, злоупотреблением ПАВ, перееданием, самоповреждающим поведением.

    Избегающий защитник

    Человек прилагает усилия, чтобы физически не оказываться в ситуациях, которые могут привести к стрессу, дискомфорту, негативным эмоциям. Избегающее поведение может приводить к бездействию, значительному ограничению активности, социальной изоляции.

    Гневный защитник

    Этому режиму свойственна так называемая «стена гнева», которая используется, чтобы защитить себя от других людей. Маскирует свои истинные чувства и потребности под возмущением и гневом. Окружающие воспринимаются как угроза, и проявляя агрессию, человек их отталкивает, держит на безопасном расстоянии, защищая внутреннего ребенка.

    Отстраненный самоутешитель

    Человек стремится отключиться от негативных и неприятных эмоций с помощью отвлекающих, успокаивающих или стимулирующих занятий, как правило, аддиктивного или компульсивного характера: злоупотребление психоактивными веществами, игромания, компьютерная зависимость, экстремальный спорт, переедание, трудоголизм, шопоголизм, беспорядочная половая жизнь и т .д.

  4. Здоровые режимы: Здорового взрослого и Счастливого ребенка.

    Связанные с положительными и адаптивными мыслями и поведением.

    Здоровый взрослый

    Этот режим выполняет функции присущие взрослому человеку. Мысли и поведение конструктивные. В этом состоянии способен брать на себя ответственность, самостоятельно делать выбор и решать проблемы, осознает свои возможности и ограничения, с уважением относится к другим людям, придерживается взятых на себя обязательств, имеет здоровые рабочие, родительские, бытовые, социальные, культурные, сексуальные, эстетические, спортивные интересы.

     

    Счастливый ребенок

    Чувствует мир и спокойствие, поскольку в этот момент базовые эмоциональные потребности удовлетворены.
    Человек в этом состоянии чувствует, что его любят таким, какой он есть, о нем заботятся и им дорожат. Чувствует себя защищенным и довольным, понятным и принятым, уверенным в себе, компетентным, самостоятельным, свободным, достойным хорошего отношения. Ведет себя спонтанно, получает радость и удовольствие от своих занятий и игр, жизнерадостный и оптимистичный.

Понятие режимов в схема-терапии - фото № 2

Концепция Здорового взрослого.

По мотивам «Schema Therapy Mode Cards»

Подытоживая, задачей схема-терапии в первую очередь является уменьшить влияние родительских (карающих) режимов и изменить коупинги на более адаптивные.
Далее, исцеление уязвимых детских режимов и развитие, удовлетворяя базовые эмоциональные потребности, более функционального здорового взрослого.

За материалами А. Арнц та Г. Якоб