Схема терапия: позитивные схемы

Позитивная схема: что это?

Позитивными схемами называют широкие, всепроникающие жизненные темы/шаблоны, состоящие из воспоминаний, эмоций, знаний, нейробиологических реакций, касающихся самого себя и своих отношений с другими, которые развились в детстве или подростковом возрасте и развивались на протяжении всей жизни. Их наличие приводит к здоровому функционированию и адаптивным поведенческим установкам.

Определение позитивной модели воспитания

Позитивная модель воспитания включает в себя поведение, тон, эмоции, установки, убеждения и ценности, которые приводят к удовлетворению основных потребностей в привязанности. В результате развивается надежная привязанность, позитивные схемы и адаптивные поведенческие установки, которые способствуют здоровому функционированию.

В результате исследований, Джордж Локувуд, сертифицированный схема-терапевт и супервизор, сформулировал и предложил 7 моделей позитивного воспитания, которые в свою очередь, способствуют развитию 14 позитивных схем.

Схема терапия: позитивные схемы - фото № 1

7 позитивных моделей воспитания:

  1. Эмоциональное воспитание и безусловная любовь (Emotional Nurturance and Unconditional Love).

    Характеристика модели: родитель является теплым и любящим; ребенок чувствует себя глубоко понятым, свободным говорить открыто и с достаточным эмоциональным пространством, чтоб быть самим собой; ребенок уверен, что его родитель помнит о его потребностях днем и ночью и будет рядом с ним во время сильного стресса/кризиса; эмоционально открытый, экспрессивный родитель, использующий самораскрытие, которое помогает укрепить близость; родитель уважителен и терпелив к ошибкам ребенка, а также с готовностью признает и свои собственные ошибки.

  2. Игра и эмоциональная открытость (Play and Emotional Openness)

    Характеристика модели: спонтанность, взаимная игра, которая в дальнейшем способствует эмоциональной открытости, раскрытию внутреннего «Я».

  3. Поддержка автономии (Autonomy Support)

    Характеристика модели: вера в способность ребенка преуспеть в достижении сложных целей; гордость за ребенка, когда он преуспевает в чем-то важном, сосредоточенность на том, что он сделал хорошо без необходимости указывать на ошибки или недостатки.

  4. Предоставление автономии (Autonomy Granting)

    Характеристика модели: уважение к выбору и частной жизни ребенка; уважение к его способности ориентироваться в повседневной жизни без частого коучинга или мониторинга; помогать ребенку чувствовать и знать, что он является автором своей жизни.

  5. Надежность (Dependability)

    Характеристика модели: последовательность, надежность, ответственность со стороны родителя; защита, поддержка, выполнение обещаний.

  6. Внутренняя ценность (Intrinsic Worth)

    Характеристика модели: помогает ребенку научиться не ставить победу или приобретение статуса/денег выше того, чем быть справедливым и уважительным к другим и оставаться верным себе.

  7. Уверенность и компетентность (Confidence and Competence)

    Характеристика модели: родитель является на самом деле и предстает перед ребенком как сильный, устойчивый, предсказуемый; эффективный в достижении целей, имеет реалистичные ожидания

Схема терапия: позитивные схемы - фото № 2

14 позитивных схем относятся к таким четырем основным категориям:

  1. Связь и принятие:

 

  • эмоциональное наполнение/близость – способность создавать близкие отношения со значимыми людьми, которая проявляется в раскрытии личных потребностей, чувств и мыслей, способность принимать и давать любовь и тепло;
  • социальная принадлежность – способность устанавливать контакты с окружающими, есть чувство того, что люди разделяют одни и те же ценности и интересы, способность находить точки соприкосновения с другими;
  • эмоциональная открытость – способность комфортно выражать свои чувства, с людьми которые нравятся, легко быть непосредственным, вести себя спонтанно;
  • здоровый личный интерес/ Забота о себе – человек заботиться о близких, но при этом без чувств дискомфорта может принимать заботу о себе, считает свои потребности такими же важными как и потребности других; комфортно в отношениях, когда надо прислушиваться к проблемам других людей и другим людям не менее интересно слышать о моих проблемах; хоть и нравится делать что-то для близких людей, стараюсь найти время и для себя.

 

  1. Здоровая автономия и производительность:

 

  • Здоровая уверенность в себе/ Компетентность – человек чувствует свою самостоятельность в повседневной жизни, считает себя независимым, доверяет своим собственным суждениям, уверен в способности решать большинство возникающих повседневных проблем;
  • Здоровые границы/Развитая Самость – человек смог отделиться от своих родителей и стать независимым человеком как большинство других людей его возраста, смог наладить свою собственную жизнь и не слишком вовлекается в проблемы родителей, а они в его, присутствуют здоровые границы: есть конфиденциальность в отношениях с родителями без чувства вины за то, что не делимся всем друг с другом, есть чувство собственной идентичности от родителей и партнера;
  • стабильная привязанность – дает возможность во взрослом возрасте поддерживать стабильные и предсказуемые отношения с другими людьми, которые будут рядом, когда вы в них нуждаетесь; уверенность в том, что близкие не оставят и нет необходимости за них цепляться. Если все же что-то неприятное произойдет, то у человека есть уверенность что он справиться сам.

 

  1. Реалистичные стандарты и взаимность:

 

  • реалистичные ожидания – человек обычно реалистичен в отношении ожиданий от себя, ему не обязательно быть лучшим, чтоб получать удовольствие от сделанной работы; принимает «не идеальность», устраивает выполнение задач на уровне «достаточно хорошо»; в целом считает себя ответственным, но при этом может не беспокоится о некоторых вещах, умеет их «отпускать»; старается доводить дела до конца, но при этом оставляет достаточно времени для отдыха и развлечений, не беспокоясь о вещах, которые не было времени закончить;
  • эмпатическое рассмотрение/уважение других — когда человек кого-то о чем- то просит и ему отвечают отказом, он обычно спокойно это принимает, не пытаясь добиться своего; соблюдает те же правила и ограничения что и другие и не ждет особого отношения к себе; может принять большинство ситуаций, в которых не разрешено делать что хочется и соглашается с тем, что решают другие; чувствует, что то, что могут предложить другие люди так же ценно, как и его собственный вклад;
  • самостоятельность суждений – человек чувствует себя значимым для других, даже когда они не обращают много внимания; ему не нужно много похвалы или комплиментов от других, чтоб почувствовать себя достойным человеком; чувствует себя достойным человеком не зависимо от того, есть ли большое количество денег или знакомства с важными людьми;
  • сострадание к себе – человек может простить себя если допустил ошибку, при этом не чувствует, что заслужил наказание; не страдает в ситуациях, если потерпел неудачу; если не прилагал все усилия в какой-то деятельности, то не думает, что обязательно теперь потерпит неудачу; не зависимо от жизненных обстоятельств, считает себя хорошим и достойным человеком;
  • базовое здоровье/оптимизм – человек обычно ощущает в безопасности, что ему ничего не угрожает (например, серьезные финансовые проблемы, болезни, люди, которые могут причинить боль) и что все будет в порядке; есть ощущение финансовой стабильности, что будет достаточно денег чтоб прожить в будущем, нет страха потерять все; чувствует себя физически здоровым и зря не беспокоится о своем здоровье, если только врач не диагностировал серьезную проблему со здоровьем;

 

  1. Квалификация и разумные пределы

 

  • успех – человек оценивает себя в работе и/или учебе не хуже других или даже лучше, считает себя компетентным человеком, таким же способным, умным и талантливым как и большинство людей в своей работе;
  • здоровый самоконтроль обычно человеку удается себя дисциплинировать выполнять рутинные и скучные задачи, проявляет настойчивость, если не удается достичь цели, может пожертвовать чувством немедленного получения удовольствия ради достижения долгосрочной цели, может себя заставить делать то, что не нравится если знает, что это принесет пользу.
Схема терапия: позитивные схемы - фото № 3

Согласно исследованиям, в более старшем возрасте, негативные схемы срабатывают чаще из-за таких факторов как выход на пенсию, потеря супруга, соматические заболевания. Поэтому обращение к позитивным схемам вполне может быть эффективным альтернативным подходом в отличии от работы с отрицательными схемами, которым, как правило, уделяют слишком много внимания.

Фокус внимания в терапии на позитивные схемы может помочь укрепить режимы здорового взрослого человека, о которых есть статья в нашем блоге здесь, а также может помочь изменить негативный взгляд на жизнь. Работа с позитивными схемами может быть важным средством для пробуждения позитивных аспектов жизни людей, обратившихся за помощью к психотерапевту, а также для укрепления терапевтических отношений. Так же важным аспектом укрепления позитивных схем является достижение чувства собственного достоинства, которое имеет решающее значение для поддержания психического здоровья.

Источники, которые использованы для данной статьи:

  1. George Lockwood, Ph.d., материалы вебинара «Развитие позитивных схем через удовлетворение 7 основных потребностей в привязанности, май 2021;
  2. Positive schemas in schema therapy with older adults: clinical implications and research suggestions

Arjan C. Videler, Rita J.J. van Royen, Marjolein J.H. Legra and Machteld A. Ouwens;

  1. Positive Clinical Psychology and Schema Therapy (ST): The Development of the Young Positive Schema Questionnaire (YPSQ) to Complement the Young Schema Questionnaire 3 Short Form (YSQ-S3) John Philip Louis, Alex Mathew Wood, George Lockwood, Moon-Ho Ringo Ho