Янг и соавторы определили 18 дисфункциональных схем, которые объединяются в пять групп «сфер».
Каждая группа отвечает определенным потребностям, которые были не удовлетворены в детстве. У любого человека может быть либо одна схема или комбинация из нескольких. Схема считается патологической только тогда, когда она связана с патологическими эмоциональными переживаниями и симптомами или нарушениями социального функционирования.
Эта сфера схем характеризуется трудностями привязанности. Все схемы этой группы должным образом связаны с отсутствием безопасности и надежности в межличностных отношениях.
Люди в этой схеме страдают от ощущения того, что важные отношения, никогда не продлятся долго и поэтому постоянно переживают что их покинут. Значимые взрослые присутствуют в жизни ребенка или эпизодически, или оказываются эмоционально не стабильны.
Выражается в ожидании ущемления, унижения, манипуляций или плохого отношения со стороны других лиц. Когда люди относятся к ним с теплотой, они часто думают, что те имеют скрытые мотивы.
Люди в этой схеме характеризуют свое детство как нормальное, однако они не чувствовали тепла, любви и заботы. Они чувствуют себя одинокими, непонятыми и опустошенными. Им не свойственны сильные эмоции, и часто они не в состоянии принимать любовь или заботу от других людей уже во взрослом возрасте.
Эта схема характеризуется ощущением дефективности, неполноценности и ненужности. Люди в этой схеме считают, что не заслуживают ни любовь, ни уважение, ни внимание от других.
Люди в этой схеме чувствуют себя «оторванными», «отчужденными» от других и не имеют чувство принадлежности к какой-либо группе. Будто они отличаются от всех остальных.
В этой группе на первый план выходят проблемы с потенциальной автономией и достижениями человека. Личности с этими схемами считают себя зависимыми, не чувствуют безопасности и страдают от отсутствия самоопределения.
Человек верит в то, что не способен справиться с ежедневными обязанностями самостоятельно. Часто чувствует себя беспомощными, находится в напряжении. В связи с чем ищет того, кто возьмет на себя ответственность по всем вопросам, будет управлять каждым шагом.
Эта схема характеризуется преувеличенным уровнем тревоги по поводу трагических событий, катастроф или болезней, которые в силу своей природы могут неожиданно произойти в любое время.
Чрезмерная эмоциональная близость со значимым взрослым, чаще родителем ведет к нарушению формирования личной идентичности. Люди со схемой слияния могут быть очень умными и образованными личностями, однако, это не помогает им распознавать собственных чувств.
Люди с этой схемой чувствуют себя полными неудачниками или менее талантливыми или умными, чем другие люди. Они убеждены, что никогда не будут иметь успеха в ни одной сфере своей жизни.
Со схемами из этой сферы тяжело принять существование нормальных границ. Людям тяжело оставаться спокойными и не переходить границ, а также часто не хватает самодисциплины, что бы должным образом организовать свои будни, учебу или рабочие обязанности.
Люди с этой схемой считают себя особенными, стремятся к власти и контролю, а с другими взаимодействуют на условиях соперничества. Они думают, что не должны учитывать имеющиеся общие для всех правила или договоренности, а также ненавидят ограничения и запреты.
Недостаточного самоконтроля / самодисциплины
Люди с этой схемой обычно испытывают трудности с самоконтролем и способностью отсрочить вознаграждение. Они часто не доводят до конца «скучные дела», а также нетерпеливо относятся к задачам, которые требуют дисциплины и настойчивости.
Схемы этой группы диктуют что потребности и желания других важнее собственных. Соответственно, большинство усилий направлены на удовлетворение потребностей других людей.
Люди с этой схемой формируют и приспосабливают свое поведение в соответствии с потребностями и мыслями других людей. Они пытаются угодить всем, чтобы получить одобрение, понравиться другим и избежать агрессии или конфликтов. Не обращая внимания на свои нужды или эмоции.
В отличие от схемы покорности, основная цель не в адаптации, а в сосредоточении на удовлетворении потребностей других. Обычно сопровождается чувством вины, если они думают о своих потребностях. «Если не я, то кто?».
Очень важно произвести хорошее впечатление на других в ущерб собственных эмоциональных потребностей или благополучия. Самооценка базируется не на собственных взглядах, а зависит от внешнего одобрения.
Люди с этими схемами избегают переживаний, а так же выражения спонтанных эмоций и потребностей.
Присуща сосредоточенность на отрицательной или проблематичной стороне каждой ситуации. Они всегда обеспокоены тем что, что-то пойдет не так, и везде ожидают проблем. Такие люди постоянно жалуются, требуя участия и поддержки, а не советов или практической помощи.
Люди с этой схемой считают спонтанное проявление чувств чем-то неприятным или странным. По их мнению, эмоции не важны и лишние. Запрещают себе не только негативные эмоции агрессии или гнева, но и положительные, им трудно проявлять свою уязвимость.
Как правило, стремятся быть лучшими во всем что делают. Прилагают недюжинные усилия, ценой здоровья или личного счастья, ради успеха. Чтобы соответствовать собственным внутренним жестким стандартам.
Люди в этой схеме убеждены, что все кто допустил ошибку, заслуживают наказания. Как правило, они беспощадны и нетерпеливы и к себе, и к другим. Склонны обвинять других, если они не соответствуют их жестким стандартам или ожиданиям.
За материалами А. Арнц и Г. Якоб